Итоги областной научно-практической конференции «Система ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям: опыт, проблемы, перспективы»

Областная научно-практическая конференция «Система ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям: опыт, проблемы, перспективы» проведена 19 апреля 2016 года Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс“.

В конференции приняли участие 267 человек. С докладами на пленарном заседании выступили представители Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Института специального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», организаций и учреждений образования, социальной защиты и общественных организаций Свердловской области.

В ходе работы конференции обсуждены доклады и сообщения участников, проведены «Открытые» занятия, мастер-классы. Работала дискуссионная площадка «Семейно-ориентированное сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья», секции «Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего возраста», «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного детского сада».

Проведена презентация авторской программы диагностики и сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ (кандидата педагогических наук Куциной Е. В., заведующей лабораторией раннего возраста Центра «Ресурс»). Представлен методический кабинет отделения психолого-педагогического сопровождения, фото и видео материалы, выставка творческих работ детей раннего возраста.

Участники конференции позитивно оценили представленный опыт по диагностике и сопровождению детей раннего возраста с ОВЗ.

 Несомненным приоритетом развития практики современного образования является система ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Система ранней помощи предоставляет исключительные возможности для нормализации темпа и хода психического развития ребенка. Уникальную роль играет ранняя помощь и в жизни особой семьи, родители научаются удовлетворять особые образовательные потребности ребенка, вследствие чего возрастает возможность нормализации жизни семьи и снижается вероятность отказа родителей от воспитания ребенка-инвалида.

Сегодня система ранней помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формируется как самостоятельное направление в образовательном пространстве и в образовательной политике государства, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи — отделы ранней помощи, лекотеки, консультативные центры, группы кратковременного пребывания интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

Вместе с тем участники конференции согласились, что в настоящее время в системе образования недостаточное внимание уделяется ранней комплексной помощи детям и их семьям и подчеркнули необходимость развития этого направления.

Участники конференции рекомендуют для улучшения качества ранней реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья:

-       поставить первоочередной задачей расширение системы ранней комплексной помощи детям и их семьям в Свердловской области с целью своевременной коррекции и компенсации нарушенных функций;

-       разработать поэтапную межведомственную систему мер по обеспечению внедрения раннего выявления и организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей с привлечением специалистов системы здравоохранения, социальной защиты;

-       совершенствовать систему подготовки современных квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста;

-       продолжать разрабатывать и издавать методические пособия; отражающие содержание работы с детьми раннего возраста;

-       формировать адекватное отношение общества к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

-       обучать родителей и будущих родителей способам взаимодействия с ребёнком младенческого и раннего возраста.

В ходе работы дискуссионной площадки, секций участники конференции подчеркивали: создание системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ является важнейшим компонентом интеграции детей с проблемами в развитии в среду сверстников, что отражает главные задачи проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ОВЗ с раннего возраста».

Результаты работы конференции:

  1. Демонстрация инновационных практик и установления деловых контактов в системе ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.
  2. Создание банка идей по организации системы ранней помощи детям с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, научного сообщества, организаций здравоохранения и социальной защиты.
  3. Организация на базе Центра «Ресурс» семинаров, «круглых столов», дискуссионных площадок по ранней комплексной помощи детям с ОВЗ с целью изучения, анализа, обобщения и распространения инновационных педагогических идей.
  4. Использование материалов научно-практической конференции в работе всех участников конференции.

Участники конференции выражают уверенность в том, что результаты работы конференции послужат успешному осуществлению государственной политики в сфере ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.

21.04.2016, 764 просмотра.