Итоги областной научно-практической конференции

Областная научно-практическая конференция «Дистанционное образование детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» организована и проведена 27 ноября 2014 года Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Государственным бюджетным образовательным учреждением Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения „Ресурс“.

Цель конференции: сбор, анализ, систематизация научно-практического опыта в системе дистанционного образования, научно-методического обеспечения образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому и находящихся на дистанционном обучении.

Задачи:

— проанализировать опыт работы дистанционного обучения, психолого-педагогического сопровождения и социализации детей с ОВЗ;

— выявить резервы и определить механизмы для повышения эффективности образования детей-инвалидов, обучающихся на дому и находящихся на дистанционном обучении.

В настоящее время в концепции модернизации Российского образования обозначен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации.

Развитие дистанционного образования детей-инвалидов является одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование».

В Свердловской области с 2009 года на базе Центра «Ресурс» реализуется федеральный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». В настоящее время в Школе дистанционного образования Центра «Ресурс» обучается 525 детей-инвалидов из 65 территорий области, образовательный проект обеспечивают 412 учителей, из них – 51 штатных педагогов, 361- совместители.

В конференции приняли участие 179 человек, 35 человек онлайн.

С докладом на пленарном заседании выступили представители Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Института развития образования Свердловской области, научного сообщества, образовательных организаций и социальные партнеры Центра «Ресурс».

В работе 2-ой секции «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ. Коррекционная педагогика. Новые информационные технологии в специальной коррекционной педагогике» в режиме онлайн приняла участие заместитель директора Министерства человеческих ресурсов Компании информационных технологий Илдико Шордас (г. Будапешт, Венгрия).

Программа конференции включала в свою работу следующие вопросы:

  1. Обучение детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. Опыт сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся.
  3. Программное и техническое обеспечение дистанционного образования.
  4. Обеспечение доступа к сети Интернет участников дистанционного образования.
  5. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Школе дистанционного образования.
  6. Перспективы развития дополнительного образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий.
  7. Гражданско-патриотическое воспитание и социализация детей с ОВЗ в Школе дистанционного образования.
  8. Особенности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса при организации дистанционного образования.

В ходе конференции осуществляли работу 3 секции:

Секция 1 — Организация дистанционного обучения и сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся. Опыт реализации, эффективность и качество дистанционного образования в муниципальных образованиях Свердловской области.

В ходе работы секции были рассмотрены следующие вопросы:

-             дистанционное обучение детей-инвалидов: информационные образовательные технологии;

-             программное и техническое обеспечение, информационная безопасность;

-             особенности организации образовательного процесса в Школе дистанционного образования;

-             презентация практического опыта по применению современных дистанционных технологий в образовательном процессе.

Секция 2 — Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Коррекционная педагогика. Новые информационные технологии в специальной коррекционной педагогике.

В ходе работы секции были рассмотрены следующие вопросы:

-             современные здоровьесберегающие технологии;

-             психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

-             презентация электронной оболочки коррекционных учебных курсов для сопровождения детей с ОВЗ в Школе дистанционного образования логопедом, дефектологом, психологом.

Секция 3 — Интеграция ребенка-инвалида в социокультурное пространство в условиях дистанционного образования.

В ходе работы секции были рассмотрены следующие вопросы:

-             модели социализации детей с ОВЗ средствами дистанционного образования;

-             интеграция основного и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

-             сетевое взаимодействие образовательных организаций в процессе социализации детей с ОВЗ;

-             социальное партнерство как ресурс социализации обучающихся в Школе дистанционного образования.

В ходе работы конференции обсуждены доклады и сообщения участников, проведены «открытые» дистанционные уроки, «мастер-классы», презентации, дискуссии по основным задачам конференции.

Участники конференции позитивно оценили:

  • основные приоритеты государственной образовательной политики в интересах детей с ОВЗ;
  • меры, направленные на обеспечение доступности и адаптивности образования;
  • опыт работы Школы дистанционного образования.

Участники конференции отметили необходимость развития инноваций в сфере образования детей с ОВЗ с целью их успешной социальной реабилитации и интеграции в общество.

Вместе с тем участники конференции отметили, что в настоящее время сохраняется ряд проблем, связанных с нормативно-правовыми, организационными, содержательными, технологическими аспектами реализации государственной политики в интересах детей с ОВЗ, организации обучения детей с использованием дистанционных технологий:

— качество предоставляемых услуг по обеспечению доступа к сети Интернет (смена провайдеров при проведении аукционов, несвоевременное подключение к сети Интернет участников проекта, вопросы, связанные с контент-фильтрацией);

- необходимость дополнительного финансирования на приобретение, модернизацию и замену специализированного компьютерного оборудования участникам проекта;

— заключение соглашений между Центром «Ресурс» и муниципальными органами управления образования Свердловской области с целью дальнейшего взаимодействия по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов;

— решение вопроса на уровне Правительства Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о передаче оборудования выпускникам в безвозмездное пользование с целью их дальнейшего профессионального образования.

Результаты работы конференции:

  1. Демонстрация инновационных практик в системе дистанционного образования и установления деловых контактов по развитию сетевого взаимодействия с муниципалитетами Свердловской области.
  2. Создание банка идей по организации дистанционного образования детей-инвалидов на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, научного сообщества, организаций культуры, искусства и спорта.
  3. Организация на базе Центра «Ресурс» семинаров, «круглых столов», дискуссионных площадок по дистанционному образованию детей-инвалидов в Свердловской области с целью изучения, анализа, обобщения и распространения инновационных педагогических идей.
  4. Проведение областной научно-практической конференции «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» в 2016 году.
  5. Использование материалов научно-практической конференции в работе Центра и Школы дистанционного образования.

Участники конференции выражают уверенность в том, что результаты работы конференции послужат успешному осуществлению государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ.

 

28.11.2014, 1045 просмотров.