Взаимодействие специалистов школьного ПМПК в процессе сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Храмцова Л. А.,
МБОУ «СОШ № 149», психолог,
МО г. Екатеринбург

Все дети — дети государства.
Максим Горький

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 28 апреля 2010 года становится гарантией  права на получение образования. Специалистам давно известно, что ранняя диагностика, раннее выявление, ранняя коррекция обеспечивают поразительные результаты.  Проблема увеличения детей, нуждающихся в комплексной помощи специалистов разного профиля, ставит перед нами задачу в объединении усилий с целью эффективного преодоления трудностей развития, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями в условиях образовательного процесса.

Психолого-медико-педагогический консилиум школы создаётся на основании инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) общеобразовательного учреждения» № 27/901-6 от 27.03.2000 года и письма Министерства образования РС (Я) № 01-29/424 от 15.05.2000.

Психолого-медико-педагогический консилиум школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум – наиболее распространённая и действенная форма работы команды специалистов, в которую входят классный руководитель, школьный врач (или медсестра), педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

В задачи консилиума входят:

1) своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями;
2) диагностическая и коррекционная работа с учащимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы;
3) выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально- волевого и личностного развития;
4) выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания;
5) выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы;
6) при положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам;
7) профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
8) подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом;
9) организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.

Формы взаимодействия специалистов Консилиума определяются основными направлениями работы: диагностическое, коррекционное, консультативное, просветительское, профилактическое и организационное.

Диагностическое направление:

  • комплексный сбор данных о ребёнке (информация от родителей, ближайшего окружения, медицинский анамнез, результаты обучения);
  • многоуровневая диагностика со сведением результатов;
  • совместное проведение диагностики;
  • этапная комплексная диагностика, отслеживание динамики развития учащихся и результатов коррекционных занятий;
  • сопоставительный анализ динамики (результатов сопровождения командой, прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребёнка, соответствия прогнозу).

Общая задача диагностического направления работы является определение круга проблем ребёнка. Оно не преследует цели постановки клинического диагноза, а направлено на качественное описание уровня развития ребёнка.

Коррекционное направление:

  • составление индивидуальных комплексных программ занятий по коррекции нарушений;
  • реализация индивидуальных комплексных программ;
  • корректировка программ.

В некоторых областях коррекционной работы специалистов имеются пересечения, которые являются их общим полем и способствуют дополнению общей картины в системном анализе личности ребёнка.

Консультативное направление:

  • выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям;
  • индивидуальное консультирование педагогов и родителей;
  • индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума);
  • консультации командой специалистов образовательного процесса.

Просветительское и профилактическое направление:

  • выступление на педсоветах, методических объединениях (общая тема раскрывается разными специалистами);
  • выступления на родительских собраниях (тематические выступления с рекомендациями);
  • создание печатных работ.

Построение работы команды специалистов характеризуется цикличностью и проводится по данной схеме. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации, которая включает в себя:

  1. протоколы заседаний консилиума;
  2. протоколы первичных обследований детей;
  3. представления на учащихся;
  4. карты динамического развития детей;
  5. бланки программ комплексной помощи учащимся.

Таким образом, школьный психолого-медико-педагогический консилиум выступает как наиболее действенная форма комплексной помощи учащимся с  ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия, и представляет собой непрерывный процесс сопровождения учащихся. Система такой работы предполагает: разнообразные виды деятельности команды специалистов, разные формы их взаимодействия, моделирование и реализация программы комплексной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бейсова В. Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе.  Ростов -на -Дону, 2008 г.
  2. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И. Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. Москва, 2001 г.
  3. Крыско В. Г. Общая психология. Санкт-Петербург, 2008 г.
  4. Петерс В.А. Педагогическая психология. Москва, 2006 г.
  5. Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагоностической и коррекционной работы психолога. Москва, 2001 г.

Для нормализации жизни ребёнка с нарушениями в развитии необходима совместная работа специалистов и семьи, что позволит оптимально решать поставленные задачи и достичь основной цели.

Можно выделить несколько направлений деятельности:

  1. Социально-правовое сопровождение:
  • получение информации о правах и льготах для семьи, имеющей ребёнка-инвалида;
  • помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности (писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции)
  1. Выбор эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:
  • консультирование родителей по медицинским и психолого-педагогическим аспектам развития ребёнка;
  • проведение развивающих занятий с ребёнком;
  • организация сопровождения детей в условиях разнопрофильных видов образовательных учреждений.
  1. Поддержка семьи (родителей):
  • организация контактов с родителями находящимися в сходной жизненной ситуации;
  • снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребёнку с нарушениями в развитии;

Поддерживающая помощь семье по

Создание данного проекта  службы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья  направлена на оказание помощи детям с нарушениями в развитии.

Можно выделить несколько направлений деятельности:

  1. Социально-правовое сопровождение:
  • получение информации о правах и льготах для семьи, имеющей ребёнка-инвалида;
  • помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности (писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции)
  1. Выбор эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:
  • консультирование родителей по медицинским и психолого-педагогическим аспектам развития ребёнка;
  • проведение развивающих занятий с ребёнком;
  • организация сопровождения детей в условиях разнопрофильных видов образовательных учреждений.
  1. Поддержка семьи (родителей):
  • организация контактов с родителями находящимися в сходной жизненной ситуации;
  • снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребёнку с нарушениями в развитии;
  • Поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.

Работа психолога определяет пять направлений работы Службы сопровождения семьи и ребёнка:

  1. социально-правовая деятельность;
  2. психокоррекционная деятельность;
  3. психолого-педагогическая деятельность;
  4. организация деятельности волонтёров;
  5. информационно-просветительская деятельность.

Первое направление предлагает социально-правовую поддержку семей и включает следующие виды деятельности: проведение тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности

В процессе психолого-педагогической работы осуществляется консультирование родителей по вопросам развития ребёнка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребёнка.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, образовательное учреждение может быть успешным, если  в основе кадровых мероприятий будут положены стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития, будет сформировался мощный слой развивающихся менеджеров, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего предприятия.

07.12.2011, 7736 просмотров.