Из опыта организации ДО детей инвалидов

Толстикова Н. В.,
МОУ «СОШ № 28», учитель русского языка и литературы,
ГО Первоуральск

 

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты ООН и Всемирная Организация Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность.

Более 30 лет педагоги  нашего ОУ успешно обучают  на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. За этот период завершили  обучение по программам основного и среднего (полного) общего образования 22 ребенка.  Одна обучающаяся окончила школу с золотой медалью. Сегодня обучается на дому 6 детей, что составляет 1,4% от общего числа учащихся в школе. В обучении этих детей заняты 15 педагогов школы – это 55%  учителей школы.

Для обучения, развития детей с проблемами здоровья в ОУ созданы условия:

— нормативно- правовые;
— организационные условия;
— кадровое обеспечение;
— программно- методическое сопровождение.

При организации работы с обучающимися на дому у нас возникают  трудности:

— в согласовании времени проведения занятий с учетом медицинских рекомендаций и занятости учителей работой в общеобразовательных классах;
— в  достижении равномерности учебной нагрузки на обучающегося по дням недели;
— высокая загруженность учителей;
— большие временные затраты учителей при подготовке к урокам на дому;
— недостаточное обеспечение занятий на дому наглядными пособиями, лабораторным оборудованием (для биологии, физики, химии) из-за их транспортировки.

Некоторые из данных проблем мы сумели решить. Так, например,  предоставляем учителю один свободный день для проведения занятий на дому. Администрация школы выделила для обучения детей на дому  ноутбук, предоставила нам возможность выхода в сеть Интернет из кабинета информатики в свободное от учебных занятий время. Однако данных условий оказалось недостаточно для качественного обучения детей. Мы поняли, что необходимо расширять информационно-образовательное поле, искать новые пути и методы в обучении и воспитании детей инвалидов, альтернативные способы взаимодействия с обучающимися на дому. Поэтому в 2008 году инициативной группой были разработаны и внедрены в течение двух лет 2 модели дистанционного образования.

Первая модель (электронная почта)- включает в себя два классических субъекта — учитель-ученик. Они обмениваются электронными письмами, к которым прикрепляются задания от учителя и  решения от ученика, таким образом электронную почту преподаватели стали использовать для проверки домашних заданий, консультирования ребенка по предметам, что позволяло существенно экономить время занятий. Однако большой объем информации по электронной почте не пошлешь, нет живого общения.

Вторая модель предполагает подключение к первой сеансов видеосвязей и видеоконференций через Интернет с привлечением дополнительных технических средств. К ним будут относиться:

— видеокамера (веб — камера);
— микрофон;
— ПО (программное обеспечение) для поддержки сеанса видеосвязи.

Это позволило сделать урок более  живым и динамичным, поддерживать  у ребенка интерес к учебному предмету.

Однако, при внедрении и пользовании электронной почты и скайпа,  обнаружилась недостаточная сформированность информационной компетенции некоторых учителей, поскольку они не являются эффективными пользователями ИКТ, недостаточная оснащенность процесса электронными средствами.

В настоящее время представляется возможность реализовать 3 модель ДО, которая предполагает комплексный подход к дистанционному обучению детей с ОВЗ, основанный на концепциях Интернет-школы и уникальной, предложенной нами концепции «личного класса ученика».

«Личный класс» предполагается как часть сайта, защищенная индивидуальным логином и паролем ученика.

В абстрактном смысле -это некое стандартизированное личное электронное пространство ученика, с помощью которого осуществляется функция его обучения.

«Личный класс» состоит из нескольких разделов и в общем виде представляет собой материал постоянно находящийся на электронных страницах, периодически изменяющийся и дополняющийся учителем и руководством школы.

Первый блок содержит статичный материал (учебники, методику обучения), разработанный утвержденный и принятый на начало учебного года.

Второй блок (элемент) «личного класса» – выполнение заданий в виде тестов, имеющих электронную форму. Результаты тестов обрабатываются в автоматическом режиме и являются результатами промежуточного или итогового контроля.

Третий блок включает в себя оперативную составляющую общения учителя и ученика посредством прямых линий, в том числе и с использованием видеосвязи в заранее установленное и согласованное учителем и учеником время.

В описанных трех блоках должны быть представлены все предметы, обязательные для изучения в данном классе, и перечень дополнительных предметов, которые предполагаются для самостоятельного изучения, например, иностранные языки. С помощью ссылок на внешние источники ученик сможет изучить, например, итальянский, китайский  и другие языки.

Закономерен вопрос о новых подходах в преподавании русского языка и литературы. Кроме традиционных источников по русскому языку, таких, как словари и учебники, предполагается привлечение чисто электронных ресурсов, таких, как система таблиц по орфографии и пунктуации, обобщающих орфографические навыки; предусматривается изучение слова в его употреблении в контексте, тестовые задания и иллюстративный материал.

Информационные технологии имеют большое значение не только на уроках, в методической работе, но и во внеклассной деятельности для поддержки общественной жизни школы.

Мы только ищем свои формы и методы. Но уже трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

В ходе реализации модели личного класса ученика основополагающей стала идея создания  условий для полноценного обучения детей–инвалидов,  не  посещающих  школу,  на основе информационных технологий дистанционного обучения.

Перспективная модель «личного  класса» предполагает:

1. Разработку:          
 — иллюстративного учебного материала;     
 — компьютерного тестирования уровня обученности;       
 — виртуального проблемно-ориентированного практикума;      
 — консультирование.

2. Социализацию детей инвалидов, обучение которых проводится на дому, средствами интернет и конференций по обмену опытом.

Параллельно с внедрением третьей модели дистанционного обучения  и с целью решения накопившихся проблем (программно-методического, кадрового обеспечения процесса обучения детей-инвалидов на дому), в связи с инициативой «Наша новая школа»,  предложили родителям в 2010 году принять участие в реализации проекта дистанционного образования детей- инвалидов на территории Свердловской области.

Родителей заинтересовали перспективы реализации данной программы; кроме того, учителя нашей школы имеют опыт дистанционного образования,- поэтому  в центр «Ресурс» был оформлен и отправлен пакет документов, необходимых для установки компьтерного оборудования детям-инвалидам.

В данное время:

— ожидается  поставка оборудования 3 семьям, имеющих детей-инвалидов;
— скомплектован штат учителей (5  человек) для прохождения курсовой подготовки в качестве преподавателей дистанционного обучения в центре «Ресурс», подписаны договоры;  установлены даты прохождения курсовой подготовки.

Таким образом, участие нашего школьного сообщества в реализации проекта дистанционного образования детей-инвалидов позволит решить некоторые  проблемы по обучению детей на дому и будет способствовать полноценному обучению детей-инвалидов и их  социализации.
07.12.2011, 3257 просмотров.