Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ТОПМПК

Тимофеева Т. Л.,
ГКС (К)ОУ СО «Сухоложская СКОШ», учитель-дефектолог ТОПМПК,
ГО Сухой Лог


В «Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16) определены виды (направления) по психолого-педагогическому сопровождению, которые соответствуют основным направлениям деятельности ТОПМПК (приказ министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 292-И от 27.06.2011): диагностическое обследование, консультативная помощь, информационно-просветительская работа, взаимодействие с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМП-консилиумах образовательных учреждений.

Одним из направлений деятельности ТОПМПК является психолого–педагогическое сопровождение детей, прошедших обследование специалистами, которое включает в себя и оказание помощи в разработке программ индивидуального сопровождения.  Такие программы разрабатываются с целью оказания помощи конкретному ребёнку в решении проблем различного характера.

В 2010 – 2011 учебном году специалистами Сухоложской ТОПМПК был обследован 551 ребёнок, из них 48 детей (8,7%) составляют дети, имеющие статус «ребёнок-инвалид». Все они охвачены разными направлениями психолого–педагогического сопровождения. В системе ведётся отслеживание выполнения рекомендаций, данных по результатам обследования этих детей.

Количество обследованных детей по группам

До 3 лет

От 3 до 7 лет

От 7 до 11 лет

До 18 лет

Всего

Из них инвалидов

Всего детей

Из них ивалидов

Всего детей

Из них ивалидов

Всего детей

Из них ивалидов

Всего детей

Из них ивалидов

 

 

 

1

 

 

0

 

110

 

8

(7,2%)

 

305

 

31 (10,1%)

 

135

 

9

(0,7%)

 

551

 

48

(8,7%)

 

Так как эти дети проживают на 10 территориях Свердловской области, сопровождение носит элементы дистанционных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном (взаимодействии на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Дистанционные образовательные технологии состоят из 3 основных компонентов: кейс-технологий (набор учебно–методических комплексов), сетевых технологий (использование программного средства, установленного на сервере, которое позволяет проводить обучение и проверку знаний в сети Интернет, эту форму можно использовать как дополнительные средства для традиционных форм обучения) и телевизионных технологий. В своей работе мы используем кейс-технологии, т.е. подбираем учебно-методические комплексы, куда входят лекции, методические указания к практическим заданиям и занятиям  в печатном виде, на компакт-дисках. В основном они предназначены для работы педагогов.

В настоящее время использование дистанционных технологий применяется в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения опорно-двигательного аппарата или соматические заболевания при условии сохранного интеллекта. Дети-инвалиды, сопровождаемые специалистами нашей ПМПК, в основном имеют интеллектуальные нарушения – умственную отсталость лёгкой, умеренной, тяжёлой степени. Часть этих детей обучаются интегрированно в образовательных учреждениях, другие же по решению ВКК получают образовательные услуги на дому. С учётом неоднородности и большого разброса индивидуальных особенностей очень важно определиться в тактике педагогических действий, в содержании взаимодействия и сотрудничества взрослых и ребёнка-инвалида, поэтому для таких детей разрабатываются индивидуально ориентированные программы.

В 2010 -2011 году в 1 классе коррекционной школы обучались по программе для детей с умственной отсталостью школьницы А. и И. Остальные дети занимались по программе для детей с задержкой психического развития. Эти интегрированные дети оказались в ситуации, которая требовала необходимости педагогического сопровождения, обеспечивающего получение индивидуальной коррекционно-развивающей помощи. Для них были разработаны комплексные программы сопровождения специалистов, которые реализовывались в течение учебного года, проводился мониторинг усвоения этих программ.

В 2010 году по достижению школьного возраста в ПМПК обратилась семья А., проживающая в одном из сёл нашего района. Ребёнок прошёл обследование и получил рекомендацию обучаться по программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, заниматься с учителем-логопедом (у ребёнка ОНР 1 уровня), учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Клинико-экспертной комиссией была рекомендована форма обучения на дому. Так как в штатном расписании школы не предусмотрена ставка учителя-дефектолога,  возникли проблемы по организации и реализации образования ребёнка–инвалида. Педагог школы обратилась за помощью к специалисту ТОПМПК. Нами совместно с учителем, логопедом и психологом школы был разработан образовательный маршрут, скорректированы программы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и уровнем его актуального развития, определено направление работы с семьёй. В течение учебного года этому ребёнку оказывалась педагогическая помощь на трёх уровнях:                    

1)помощь со стороны ближайшего окружения (родители, родственники);
2)учителей и специалистов образовательного учреждения;
3) учителя-дефектолога ТОПМПК.

В процессе реализации этой комплексной программы проводился мониторинг усвоения учебно-развивающего материала. Мной проводилось преимущественно консультативное сопровождение педагогов и родителей, которое включало:                                          
1) анализ проблем ученика, его возможностей для решения проблемы;                                        
2) планирование совместно с педагогом индивидуальной образовательной программы обучающегося в соответствии с его уровнем актуального развития;                                                       
3) мониторинг результатов эффективности усвоения индивидуальной программы, её корректировка;                                                                                                                                       
4) анализ результатов достижений ребёнка за учебный год.

В 2010 – 2011 году мной были пройдены курсы  по практико-ориентированным технологиям обучения детей с нарушениями зрения. В феврале этого года в комиссию обратилась мама А. ребёнка 4 лет, имеющего инвалидность в связи со зрительной патологией. В течение 3 месяцев этой семье оказывалась помощь сопровождения. Она заключалась в реализации индивидуальной программы по развитию зрительного восприятия, построенной на основе пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе « Развитие восприятия у ребёнка» (Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О.).  Еженедельно с ребёнком проводились коррекционно-развивающие занятия по программе, а с мамой ребёнка – практическое консультирование по применению специальных приёмов и методов обучения и развития зрительного восприятия.

Ребёнок-инвалид, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко и нарушает весь ход  жизни семьи. Признание у ребёнка дефектов развития почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние. Поэтому одним из важных направлений сопровождения детей-инвалидов является информационно-просветительская работа с родителями.

При работе по сопровождению мы столкнулись со следующей проблемой. В различных территориях встречаются родители детей–инвалидов, которые не знают, куда обратиться со своей проблемой. Так, в г. Асбесте  к нам в комиссию обратилась специалист по социальной работе, работающая с семьёй ребёнка–инвалида  (ему на момент обследования было 11 лет, ребёнок сам не ходил, у него умственная отсталость умеренной степени). Семья ребёнка даже не знала, что имеет право на получение образовательных услуг. В других территориях встречаются такие ситуации, где специалистами комиссии оказывается консультативная помощь по правовой защите семей, имеющих  детей– инвалидов.

Сложности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднение в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации становятся основополагающими в жизни этих людей с рождения.

Ребенок с проблемами в здоровье не может изменить мир, но должен научиться приспосабливаться к существующим условиям. Детям ограниченных возможностей нужен шанс, чтобы показать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане.

В принятых Правительством Российской Федерации документах отмечается, что дети с ограниченными возможностями должны обеспечиваться квалифицированным психолого-педагогическим сопровождением. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и восстановления детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей-инвалидов.

07.12.2011, 6243 просмотра.