Особенности организации логопедической работы в ДО

Захарова А. Л.,
ГБОУ СО «ЦПМСС „Ресурс“, учитель-логопед,
МО г. Екатеринбург

Необходимым условием организации успешного обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Одним из условий для детей с ОВЗ – это комплексное обеспечение психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения в дистанционном образовании. Логопедическая работа в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.

На сегодняшний день запрос на логопедическую помощь достаточно высокий -  это касается и начальной школы, а также среднего и старшего звена. Контингент детей с  ОВЗ, имеющих речевые особенности, неоднородный, полиморфный. И основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Одним из ведущих видов нарушений речи является  нарушения письменной речи,  и этот вид — один из ведущих видов коммуникации у детей, имеющих тяжёлые формы ДЦП. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение.  Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве. И поэтому организация и содержание логопедической работы играет достаточно весомую роль во всестороннем развитии ребёнка в условиях ДО.

Логопедическая работа строится по тем же принципам, что и в общеобразовательных учреждениях, то есть поэтапная, систематичная работа. Эта работа включает в себя  диагностический, коррекционно-развивающий этапы. А так же информационную часть, которая включает в себя работу с участниками образовательного процесса -  родителями (или законными представителями), педагогами. Логопедическая работа в рамках дистанционного образования имеет свои специфические особенности.

Одна из видимых особенностей является — организационная. Что включает в себя организационный этап? Это:

— техническая готовность педагога и ученика, а также родителя (или законного представителя). Техническая готовность подразумевает владение компьютрными технологиями (на уровне уверенного пользователя) в системе Mac OS;
-  консультационная часть. Работа с родителями: в данный этап входит сбор ожиданий от родителей (или законных представителей), заполнение анкет, а также  на этом этапе не исключены обучающие занятия, знакомство родителей с основными правилами проведения артикуляционной гимнастики и т.д; проходит до диагностического этапа;

Другая особенность — это сам коррекционный процесс,то есть логопедические занятия.  При организации логопедических занятий необходимо учитывать:

-  речевую историю;
-  медицинский статус;
-  родительскую готовность к участию в коррекционном процессе;
-  двигательные возможности ребёнка.

Речевая история включает в себя периодичность оказания логопедической помощи данному ребёнку. Несомненно, если занятия с логопедом проходят систематично и с раннего возраста, продуктивность и результативность их достаточно высокая. Поэтому у родителей логопед запрашивает информацию о времени оказании логопедической помощи. Речевая история неразрывно связана с медицинским статусом ребёнка, то есть наличие сопутствующих заболеваний. Эта информация необходима для специалиста с целью организации здоровьесберегающего образовательного процесса. Родительская участие в дистанционном образовании играет одну из ведущих ролей. Это обеспечивает единое образовательное поле для педагога и родителя, что влияет на качество образовательного процесса. Основной состав детей в ДО это дети с ДЦП, и немаловажно знать двигательные особенности и двигательные возможности каждого ребёнка.  При знании этих особенностей, логопед сможет рационально использовать актуальное состояние учащегося — амплитуду движений рук, пальцев, способ передвижения.

Педагоги-предметники в дистанционной системе на уроках пользуются ресурсами  и разработками i-школы и программой  Skype. Специализированные программы в рамках дистанционного образования для реализации логопедических целей и задач отсутствуют. Поэтому логопед, пользуясь своими знаниями в области информационных технологий, на занятиях использует личные разработки и  интернет-ресурсы. В дистанционных логопедических занятиях логопед использует программу  Skype, а также в  Google-почта. Личные разработки представлены в виде создания презентеций в программе  Keynote, NeoOffice.

Интернет-ресурсы — это сайты, где логопед использует задания, картинки, игры, применяемые в общих целях занятия.

Дистанционные занятия не смогут полностью заменить очные занятия, но при имеющихся возможностях семьи (территориальные) — это способ получения дополнительного образования на сегодняшний день несёт глубокий гуманистический подход.

07.12.2011, 2705 просмотров.