Социализация учащихся с ОВЗ в рамках ДО

Носаченко О. Ю.,
ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», учитель,
МО г.  Екатеринбург

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной адаптации и социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья.

Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Возросла роль компьютерных технологий и в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Введение во внеурочную деятельность информационных технологий является одним из главных факторов обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащегося, а значит, успешного вхождения его в социокультурное пространство.

Учащимся-инвалидам, находящимся на домашнем обучении, невозможно сравнить себя, свои успехи и неудачи с одноклассниками. Работа только в паре учитель-ученик за годы обучения накладывает на характер ребенка свои, не всегда положительные, особенности.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с ОВЗ возникает ощущение собственной личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

В дистанционном обучении используется:

1) исследовательская работа (проектная деятельность, рефераты, доклады).

Многие современные  психологи и педагоги считают, что факты, открытые самостоятельно учащимися, усваиваются детьми лучше. Организация проектной деятельности школьников с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования современных компьютеров; свободно осуществлять поиск необходимого  материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую активность.

2) интегрированные уроки (информатика + математика, математика+ физика+химия+ биология).

На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое. Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

3) творческая работа учащихся (компьютерные рисунки в разных техниках).

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя,  приобретению опыта успешности в конкретной области. Ребёнок с ОВЗ в рамках проекта дистанционного обучения  может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.
07.12.2011, 2392 просмотра.