Модель дистанционного обучения детей с ОВЗ на базе программно-аппаратного комплекса

Шатилов А. В.,
ООО «Информационные Офисные Системы», директор,
МО г. Екатеринбург

 

Развитие современного информационного общества влечет за собой интенсивные процессы изменения инфраструктуры образовательных учреждений с целью предоставления учащимся дополнительных возможностей получения качественного общего образования. Кроме того, в современных условиях введения образовательного стандарта нового поколения, дистанционное обучение как никогда способствует переносу акцента на самообразование учащихся и актуализацию их личностного потенциала в учебной деятельности.

На наш взгляд, широко предлагаемые в образовательном сегменте Интернета курсы дистанционного обучения, фактически представляют собой завуалированную под новой терминологией систему заочного образования взрослых, которое чаще всего заключается в чтении-изучении учебной литературы или электронных гипертекстовых документов.

Вполне очевидно, что система дистанционного обучения в школе требует применения иных форм, методов обучения и контроля знаний учащихся.

Задача усложняется еще и тем, что обучение детей с ограниченными возможностями требует индивидуального подхода к каждому ученику.

Безусловно, центральным звеном любого дистанционного образования являются средства телекоммуникации, включая ресурсы сети Интернет. Именно они позволяют обеспечить истинную «дистанционность» образовательного процесса, то есть:

— поддерживать оперативную обратную связь между преподавателем и обучаемыми;
— наполнить его необходимыми учебно-методическими материалами;
— координировать потоки управленческой информацией внутри этой системы.

Для успешной интеграции дистанционного образования в образовательный процесс необходима такая модель, которая бы позволяла создать условия:

— для преодоления территориальных и временнЫх ограничений в освоении  образовательных программ обучающихся на дому; с ограниченными возможностями здоровья;  одаренных; с повышенной мотивацией учения; пропускающих занятия по болезни / на карантине; участвующих в различных конкурсах и соревнованиях за пределами города;
— для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
— для развития самообразовательной компетенции обучающихся через организацию виртуального пространства, поддерживающего различные варианты взаимодействия (ученик – информационные ресурсы, ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – информационные ресурсы, учитель – родитель, родитель – родитель, родитель – информационные ресурсы и др).

Использование данной модели в Центре «Ресурс» возможно благодаря тому, что:

— создана мощная современная компьютерная база;
— обеспечен качественный доступ к Интернету с любого компьютера как внутри центра, так и с домашних компьютеров учащихся;
— все педагоги Центра «Ресурс» повысили квалификацию в области использования информационно-коммуникационных технологий;
— на кафедрах Центра собран богатый банк электронных образовательных ресурсов.

Поскольку успешность и качество организуемого дистанционного обучения зависит от эффективной организации системы и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе,  Научно-технический центр «Росконнакт» уделяет особое внимание процессу объединения потенциала учителей различных дисциплин и стремится направить педагогический поиск на:

— выстраивание методик преподавания «электронный учитель», суть которых состоит в создании виртуальных роботов-учителей с элементами искусственного интеллекта;
— выстраивание единой системы контроля качества дистанционного обучения по отдельным модулям и курсам в целом;
— разработку специальных методических материалов (в том числе мультимедийных) и создание и пополнение единого учебно-информационного банка дистанционного обучения;
— отдельное внимание мы уделили изменению роли учителя в процессе дистанционного  обучения от «учителя-транслятора информации» — к учителю-советнику, учителю-координатору, учителю-консультанту, учителю-наставнику, учителю-навигатору, учителю-тьютору.

Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно  по-разному. Современные технологии в этом направлении предоставляют практически неограниченные возможности. В этих условиях на первый план при разработке базовой программной оболочки  ориентировка была на создание не просто информационной, а именно образовательной  среды. То есть компьютерная программа должна удовлетворять следующим требованиям:

-.в центре процесса обучения должна стоять возможность организации регулируемой  самостоятельной познавательной деятельности обучаемого (отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому; а с другой, важно, чтобы режим деятельности обучаемого в зависимости от его возраста в той или иной мере координировался учителем);.
-должна быть обеспечена техническая возможность насыщать содержание программ дистанционного обучения не только текстами и видеозаписями объяснений материала педагогами, но и современными мультимедийными и анимационными продуктами;
-организация в дистанционном обучении не только самостоятельной, но и групповой деятельности обучаемых в неменьшей степени, чем в очном обучении, должна стимулировать не только раскрытие внутренних резервов каждого ученика, но и одновременно способствовать формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи);
-дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами; сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;
-система контроля за качеством дистанционного обучения должна носить систематический характер, и ориентироваться на компетентностный подход в обучении, строиться как на основе оперативной обратной связи, так и отсроченного планового контроля, проводимого в различной форме.

В разработке методик преподавания и построения образовательных курсов для предлагаемой модели дистанционного образования принимали участие ведущие преподаватели Центра «Ресурс» и МБОУ Гимназия № 86 г. Н. Тагил.

На сегодняшний день тестовое внедрение программы в рамках среднего образования было организовано по четырем предметам (окружающий мир, основы религиозной культуры и светской этики, русский язык, физика), которое затрагивало разные ступени и направления обучения. Кроме того, были взяты разные возрастные группы учащихся (3, 4, 8 и 9 классы) для выявления возможных технических проблем в организации дистанционного обучения.

По каждому предмету педагогами был выделен и проработан определенный блок, который включал:

— объяснение нового материала (через лекцию, видео-урок, поиск новой информации и т.д.);
— тренингы (решение задач, выполнение упражнений с помощью всплывающих подсказок и т.п.);
— экспериментальную работу (опыты, лабораторные работы и т.д.);
— контроль качества изучения материала (тестирование, контрольные работы, зачеты и т.д.).

Такое наполнение курсов позволило максимально использовать все возможности программы.

В тестовом режиме разработанные блоки по каждому курсу были апробированы несколькими учащимися гимназии во внеурочное время, что позволило увидеть преимущества и недостатки приобретения ими знаний в дистанционном режиме.

Результаты совместной работы были представлены на окружной выставке «Инновации в образовании 2011» и заняли 1 место. Кроме того, итоги работы были представлены на рассмотрение в Нижнетагильское отделение «Института развития образования Свердловской области», где получили высокие оценки.
07.12.2011, 2290 просмотров.