Организация дистанционного урока: «Тип членистоногие, класс ракообразные, особенности их строения»

Малик Г. Ш.,
ГБОУ СО  ЦПМСС  «Ресурс», учитель,
МО г. Екатеринбург

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Владение компьютером для детей с ограниченной возможностью – это решение очень важной социальной проблемы. Для таких детей главный  экзамен — жизнь. Ведь именно жизнь будет проверять их. От того, какие знания они сегодня получат, зависит их будущее, когда они станут взрослыми. Не каждый родитель может позволить себе купить компьютер, а учителям не всегда удается приезжать к детям каждый день. Поэтому дистанционное обучение  – это окно в мир, наполненный яркими красками, ценными знаниями и интересными открытиями.

В школе ДО работаю в Mac OS. Mac OS — семейство проприетарных операционных систем с графическим интерфейсом. Для общения с учениками использую программы для мгновенного общения — Skype, Yuuguu, i-Chat. Возможности skype и yuuguu — конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.  Возможности i-chat — текстовый чат, аудиочат, видеочат, удалённый доступ к рабочему столу, удалённая демонстрация документов (iChat Theater),  конференции с более чем двумя собеседниками. Сотрудничая с ребенком, прошу разрешения к доступу его рабочего стола. Возможность видеть рабочий стол ученика помогает мне отслеживать его работу. Если у ученика не получается открыть доступ к своему рабочему столу через программы мгновенного использования то, работаем в программе TeamViewer. С TeamViewer можно удалённо управлять любым компьютером так, словно вы сидите за ним – даже через брандмауэры.

Задачу поиска информации осуществляю через Российские поисковые системы. Все они обладают сильным морфологическим аппаратом и специально предназначены для работы с русскоязычными документами. К группе российских поисковых систем в настоящее время относятся: Яндекс, Tutle, Апорт и Rambler. Использую материалы ЦОР, электронной библиотеки, «Я иду на урок биологии» и т.д.

Урок на тему» «Тип Членистоногие, Класс Ракообразных, особенности их строения».

Задачи:

  • познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить их сходства и различия;
  • обеспечить усвоение знаний об основах их классификации, чертах приспособленности к среде обитания;
  • продолжить формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих на рисунках, сравнивать между собой.

Материалы урока.

  1. Характеристика типа Членистоногих. (Краткая характеристика внешнего строения Членистоногих. Использование рисунков для сравнения животных типа Членистоногих).
  2. Хитиновый покров. (Демонстрация видеозаписи).
  3. Лекция  на тему: «Класс Ракообразные, особенности их строения». (Лекция сопровождается видеофрагментами и аудиозаписями, промежуточными тестами и заданием).
  4. Подведём итоги работы.
    Для внешнего строения Рака речного характерно:

два отдела тела (головогрудь и членистое брюшко);
наличие 2-х пар усиков и 1-ой пары сложных глаз на подвижных стебельках;
наличие двуветвистых членистых конечностей (ходильные ноги и брюшные ноги).
Но есть ещё один очень важный признак, который характеризует это животное как представителя типа Членистоногих. Если нужна помощь, нажми на слово «подсказка». Прочитай её и вернись в урок (для этого нажми на кнопку «закрыть»).
Напиши в окошке для ответа, что это за признак и какая его особенность именно у Ракообразных.

5. Просмотр видеофрагмента «Десятиногие раки».
6.  Проверочный тест.

  1. Домашнее задание:

Найди ошибки.

Перед тобой текст, он содержит несколько ошибок. Попробуй найти их, выделить красным цветом, а в скобках написать верное утверждение.
У Рака речного довольно тонкий хитиновый покров, поэтому он не защищает животное от различных повреждений. Глаза у рака находятся на подвижных стебельках, это необходимо, так как рак неповоротлив из-за того, что голова срослась с брюшком. Рак ходит по дну вперед головой, а плавает назад.
Кровеносная система рака, как у всех Членистоногих, замкнутая, а нервная система состоит из узлов, самый крупный из которых находится в голове. Выделение вредных веществ обеспечивают зеленые железы, которые расположены в конце брюшка.
Раки являются гермафродитами.

Учитель проверяет домашнее задание и пишет рецензию.

Необходимые элементы рецензии:

  • обращение;
  • описание успеха;
  • описание проблем и способов их решения;
  • объяснение поставленной преподавателем оценки и способов ее улучшения;
  • история выполненных заданий — рецензия на доработанное ребенком задание помещается выше старой и датируется.Таким образом, сохраняется вся история достижений учащихся.

Проводя  дистанционный урок, нельзя забывать о здоровье детей и обязательно проводить физкультминутки.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов уроков ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности.

В целом, основная идея дистанционного обучения — это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения.

Итоги дистанционного образования:

  • социальное равноправие (равными возможностями получения качественного образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности обучающегося);
  • технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий);
  • модульность (возможность из набора учебных курсов-модулей формировать индивидуальную образовательную программу, отвечающую индивидуальным потребностям ребёнка);
  • гибкость (возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе, нерегламентированным отрезком времени для освоения учебной дисциплины);
  • информативность (обращение ко многим источникам учебной информации: электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.п.).
07.12.2011, 2162 просмотра.