Роль презентаций в процессе интеграции учащихся с ОВЗ в социокультурное и образовательно пространство

Крохалева Е. О.,
ГБОУ СО ЦПМСС  «Ресурс», учитель,
МО г. Екатеринбург

Концепция модернизации  российского образования предполагает  ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Общеобразовательные учреждения любого типа: с очной, заочной или дистанционной формой обучения, должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В современном обществе формируется система ценностей, в центре которой  находится  свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе конструктивной коммуникации и принципа социальной ответственности.

Анализируя способность и готовность молодого человека к продуктивному взаимодействию с обществом, следует кратко остановиться на таких понятиях как, социализация и интеграция:

1) социализация – уровень взаимодействия, характеризующийся эффективным освоением социальных ролей и культурных норм и успешным функционированием человека в обществе;

2) интеграция в социум – самый высокий уровень взаимодействия, характеризующийся успешностью и творческой активностью человека по преобразованию (развитию) общества в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Уметь мобилизовать в каждой конкретной  ситуации полученные знания и опыт, уметь добывать необходимые знания и опыт, учитывая  то, что в современном мире образование становится непрерывным   – в этом и состоит успешная интеграция молодежи в современный социум, в социокультурное и образовательное пространство. Когда же речь идет об учащихся с ОВЗ, это особенно важно, так как выпускники коррекционных учебных заведений должны быть конкурентноспособными  в современном, ориентированным на рыночные отношения, обществе.

Задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать условия, помогающие выпускникам успешно социализироваться и интегрироваться в социум, особенно учащимся с ОВЗ.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Нельзя переоценить значение использования в урочной и внеурочной деятельности как учителей, так и учащихся метода проектов, в том числе создания мультимедийных презентаций. Презентации могут быть созданы к уроку учителем, а также учащимися в ходе самостоятельной работы как выполнение индивидуального творческого задания на уроке или дома, презентации могут сопровождать защиту реферата, а также использоваться во внеурочной деятельности.

  • Для учителя создание электронных презентаций  — это возможность:
  • расширить  дидактические возможности урока и внеурочных форм проведения занятий;
  • наглядно представить учебный материал;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить интерес к предмету;
  • развивать приёмы мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формировать информационную культуру;
  • воздействовать на чувства и эмоции учащихся, включить ассоциативное мышление;
  • способствовать эстетическому воспитанию за счёт использования компьютерной  графики, анимации, технологии мультимедиа;
  • использовать информационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и воспитательной деятельности.


Для учащихся  создание мультимедийных презентаций  — это:

  • стимуляция интереса к самостоятельному решению значимых для них проблем;
  • импульс к собственному приобретению знаний из различных областей;
  • умение работать с аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной информацией;
  • приобретение умений обрабатывать информацию с помощью компьютерных технологий;
  • ормирование умения кратко и четко формулировать свою точку зрения;
  • риобретение навыков эстетического оформления материала презентации;
  • азвитие способности критически мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Стоит подчеркнуть следующее: в ходе решения проблемы  учащимся необходимо прежде всего эту проблему увидеть, сформулировать, соотнести внешние и внутренние условия ее возникновения и, только потом определить, какие ресурсы необходимо привлечь для решения проблемы, какая деятельность требуется и какие способы наиболее целесообразны. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это сделать порой непросто. В этом случае необходима направляющая и координирующая роль учителя.

При работе над презентациями возможно и необходимо сотрудничество не только на уровне учитель — ученик, но и учитель – группа учеников, ученик – ученик и другое. Обмен информацией, содержащейся в презентациях, совместное решение проблемы, сотрудничество в процессе работы над презентацией, возможность проведения научной дискуссии, отработка навыков ведения дискуссии, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения и умение прислушиваться к чужому мнению — все это необходимо для формирования личностных качеств.

Через организацию личностно-значимой деятельности, в том числе и по созданию презентаций, у учащихся формируется сознательная социальная позиция, реализуется их творческий потенциал, расширяется сфера общения и самовыражения, проявляется самостоятельность в принятии решений для достижения личностно значимых целей, то есть создаются условия для социального становления личности.

В условиях применения информационно-коммуникационных технологий в широком спектре образовательной деятельности формируются  компьютерная грамотность и коммуникативная образованность учащихся как компетенции, обеспечивающие успешность в процессе интеграции в социум.
07.12.2011, 1787 просмотров.