Активизация творческих проявлений детей с ОВЗ в условиях ДО через музицирование

Кочурова Н. А.,
ГБОУ СО ЦПМСС  «Ресурс», учитель,
МО г. Екатеринбург

Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение дополнительных образовательных программ в условиях школы, позволяет не только удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, но и решает задачи духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития.

Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обуславливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних — творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности.

В системе коррекционного образования вопрос развития творческой активности школьников с ограниченными возможностями здоровья тем более актуален, так как  активность этих детей значительно снижена по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий, которые согласно международной классификации, представлены четырьмя направлениями: арттерапией (психотерапия посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапия посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапия посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапия посредством звуков и музыки).

На сегодня в музыкальной терапии накоплен разнообразный научный багаж, отраженный в сотнях работ различного статуса. В российских исследованиях по музыкотерапии (Л.С.Брусиловский, В.Ю.Завьялов, В.И.Петрушин, В.С.Шушарджан и др.) выделяют следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека: регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма; регуляция психоэмоционального состояния; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; повышение социальной активности; коррекция коммуникативной функции; активизация творческих проявлений.

В условиях дистанционного обучения наиболее оптимальной формой будет музицирование в рамках музыкально-шумового ансамбля. Эта форма работы позволит объединить в одном коллективе детей с разным уровнем исполнительских возможностей, а также принять большое количество желающих участвовать в музыкальном процессе; и в то же время, даже малым составом (в случае необходимости) быть способным выступить на концерте (2-3человека — это уже ансамбль).

В основу программы такого ансамбля должны быть положены элементы Орф-педагогики, названной именем известного немецкого композитора и педагога Карла Орфа, идея которого заключена в «обучении в действии», в детском творчестве это обучение через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песен. Музыкальная педагогика К.Орфа базируется на естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности.

Занятия в ансамбле приносит ребятам массу удовольствия от обогащенного множеством голосов звучания, а также стимулирует их к дальнейшему совершенствованию своей игры.

Именно в ансамбле происходит удивительный феномен, когда новичок, исполняющий простую партию (состоящую из 2-3 нот), ощущает себя частью слаженного коллектива, получает чувство удовлетворенности, собственной значимости от участия в процессе исполнения уже на первых этапах приобщения к музыке. Наряду с этим идет развитие таких качеств, как внимательность, сосредоточенность, терпение, сопереживание, самостоятельность и умение включаться в группу, что является важным для социализации данных детей. Таким образом, ансамбль может стать своего рода лабораторией, где в процессе музыкального творчества идет формирование личностных качеств.

Цели ансамблевого музицирования: развить сотрудничество в группе, приобщить ребят к ансамблевому исполнительству, сформировать желание повышать свой исполнительский уровень, с удовольствием выступать на концертах; уметь чувствовать партнера; знакомство с инструментами ансамбля и способами игры на них. Кроме того, благодаря участию в ансамбле, у учащихся развивается оперативная память (следить за развитием музыкальной фразы), скорость реакций (вовремя вступить), утонченность слухового восприятия (слышать одновременно несколько партий).

А задача педагога — создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом. А также развивать в детях способность слушать и наблюдать; увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами; развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

В Дистанционной школе есть талантливые, с музыкальным дарованием, дети. Им можно помочь развить их качества, используя возможности новых технологий. Московскими педагогами-музыкантами  разработаны курсы: «Я играю на рояле» (это первые шаги в практических занятиях музыкой) и «Гараж Бенд» (позволяющий совершенствовать полученные навыки). С помощью этих курсов ребенок с ОВЗ может включиться в музицирование и реализовать полученные навыки в ансамбле.

В каждом человеке заложен талант, и задача педагога — помочь раскрыть его.
07.12.2011, 2348 просмотров.