Обучение глухих детей русскому языку в системе ДО

Коровникова Л. Н.,
ГБОУ СО ЦПМСС  «РЕСУРС», учитель,
МО г. Екатеринбург

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности; обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Владение компьютером для глухих детей  – это решение очень важной социальной проблемы. Для таких детей главный  экзамен — жизнь. Ведь именно жизнь будет проверять их. От того, какие знания они сегодня получат, зависит их будущее, когда они станут взрослыми. Не каждый родитель может позволить себе купить компьютер, а учителям не всегда удается приезжать к детям каждый день. Поэтому дистанционное обучение  – это окно в мир, наполненный яркими красками, ценными знаниями и интересными открытиями.

В школе ДО  работают в Mac OS. Mac OS — семейство проприетарных операционных систем с графическим интерфейсом. Для общения с учениками используют программы для мгновенного общения — Skype, i-Chat. Возможности Skype — конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов),  передача текстовых сообщений (чат) и передача файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.  Возможности i-chat — текстовый чат, аудиочат, видеочат, удалённый доступ к рабочему столу, удалённая демонстрация документов (iChat Theater),  конференции с более чем двумя собеседниками. Сотрудничая с ребенком, учитель просит разрешения к доступу его рабочего стола. Возможность видеть рабочий стол ученика помогает  отслеживать его работу. Если у ученика не получается открыть доступ к своему рабочему столу через программы мгновенного использования, то работают в программе TeamViewer. С TeamViewer можно удалённо управлять любым компьютером так, словно  учитель сидит за ним за ним – даже через брандмауэры.

Задачу поиска информации осуществляют через Российские поисковые системы. Все они обладают сильным морфологическим аппаратом и специально предназначены для работы с русскоязычными документами. К группе российских поисковых систем в настоящее время относятся: Яндекс, Google, Апорт и Rambler. Используют для работы в ДО материалы ЦОР, электронной библиотеки, , school collection.

Организуя обучение глухих детей русскому языку в дистанционной системе, необходимо знать главный принцип обучения: «Словесная речь – основа формирования личности глухого ребенка».

В основу интенсификации процесса обучения неслышащих детей в ДО положено усиленное речевое и общее развитие, которое достигается прежде всего коммуникативной направленностью обучения языку как средству общения.

Принцип коммуникации распространяется не только  на формирование диалогической речи, но и на другие учебные предметы.
Этапы работы по обучению в дистанционной школе глухого ребенка русскому языку:

— знакомство с родителями и учителями  ребенка с целью определения, какие этапы обучения он прошел до начала занятий   в i-школе, в каком классе учится по месту жительства;
— диагностика состояния слуха, уровня речевого и общего  развития  ребенка;
— определение, какие виды речи используются детьми:  словесная, дактильная, жесто – мимическая;
— проверка произношения (определение, какие звуки поставлены; какие звуки поставлены, но не автоматизированы; какие звуки  не поставлены).
После обследования  ученик определяется в тот класс, который соответствует уровню его знаний.

Первые две недели нужно посвятить обучению родителей и самого ребенка работе на компьютере в разных программах, научить их входить в Skype, в  i-Chat, в i-сlass. Одновременно необходимо учить глухого ученика дактильной азбуке (переслать её образец по электронной почте или через Skype). Родители учатся совместно с детьми, так как  первое время  глухой ребенок не сможет работать самостоятельно

Начинать обучение с тренировки считывания с губ, постоянно на каждом уроке настойчиво просить обучающегося смотреть внимательно на губы учителя и повторять все за ним. Учителю неоднократно давать установку: «Говори хорошо», предварительно необходимо познакомиться с методикой работы над произношением и развитием слухового восприятия  глухих детей.

Последующие этапы работы:

— составить учебно – тематический план  работы с учетом курса русского языка, данного в i-классе, и программы по русскому языку  специальных общеобразовательных школ для глухих детей;
— на каждом уроке проводить пятиминутную фонетическую зарядку (с введением элементов фонетической ритмики);
— на каждом уроке целенаправленно и систематически осуществлять словарную работу на определенную тему, используя наборы карточек и картинок, посылая их по электронной почте, через Skype или через общий доступ к экрану учителя или ученика;
— выполнять задания в курсе русского языка  с одновременным использованием материала учебника по русскому языку;
— активно использовать в работе словарь, даваемый учителем во время словарной работы
— учить детей диалогической речи, описанию картин известных  художников, написанию сочинений и изложений;
— добиваться при обучении чтению, заучиванию стихотворений наизусть внятной выразительной речи;
— учить глухих учащихся делать презентации; участвовать в конкурсах,  которые проводятся в дистанционной школе;
— привлекать ребят к участию в праздниках, которые проводятся в Центрах «Ресурс“ и “ Эверест» очно и заочно, наблюдая за мероприятиями по скайпу;
— еженедельно давать домашнее задание: заучивание словаря по определенной теме (на первых порах подключать к этой работе родителей). Использовать этот словарь для выработки динамического стереотипа у ребенка в диалогической речи при общении с родственниками и друзьями, использовать дактильную речь. Не забывать похвалить ученика за хорошо выполненную домашнюю работу;
— строить уроки так, чтобы они вызывали у глухого ребенка только позитивные эмоции, чтобы он ждал этих занятий с нетерпением и работал с желанием- только тогда будет хороший результат;
— не забывать о физминутках, желательно проводить их в виде элементов фонетической ритмики.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов уроков ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся неслышащих детей, и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности.

В целом, основная идея дистанционного обучения — это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказывать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения.

Итоги дистанционного образования:

— социальное равноправие (равные возможности получения качественного образования, независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности обучающегося);
— технологичность (использование в образовательном процессе информационных технологий);
— гибкость (возможность заниматься в удобное время, в подходящем для ученика темпе);
— информативность (использование разных источников учебной информации).

07.12.2011, 2549 просмотров.