ИКТ в реализации программ дополнительного образования

Крашенинникова М. В.,
ГБОУ СО «ЦПМСС „Эхо“, педагог доп. образования,
МО г. Екатеринбург


Особенности развития устной речи неслышащего и слабослышащего ребенка описаны во многих книгах современной сурдопедагогики. Изучая их можно сделать выводы, что у детей с нарушенным слухом: снижена потребность в неприродосообразной для них обычной словесной речи в связи с тем, что у них есть свой родной, природосообразный язык жестов; крайне мал опыт говорения и инициативного использования письменной речи; звуки и слова формируются на зрительной, речедвигательной, тактильной, вибрационной основе; все аспекты речи: фонетический, лексический, грамматический, синтаксический — формируются с огромными трудностями и в конечном итоге имеют определенные отклонения от нормы.

Автор предлагает обратить внимание, что  именно жестовый язык на основе занятий жестовой песни с использованием информационно-коммуникативных технологий в школе может помочь в развитии устной речи.

  1. Жестовая песня подразумевает собой словесно–жестовое двуязычие, что позволяет:

— следуя за устной речью, жестикуляцией закрепить основы устной речи;

— интонирующие жесты дают возможность более ярко и эмоционально подчеркнуть не только мимику лица и тела, но и интонируют устную речь;

— обозначая малознакомые слова словесной речи жестом, обогащается словарный запас учащихся;

  1. Особенности жестового языка дают возможность:

— образно изобразить жестом формы и действия, пробудить в сознании учащихся образное видение происходящего, что обогащает мыслительные процессы;

— понимать ученикам значение метафор через тщательный подбор их перевода на язык жестов, что развивает воображение.

  1. Занятия жестовой песней способствуют выработке:

— правильной дикции и артикуляции;

— беглости и плавности устной речи;

— логического ударения и смысловых пауз.

Следует отметить, что  дети даже с глухотой 3 — 4 группы имеют остаточный слух, который вполне возможно активизировать на улучшение слухового восприятия. Многолетняя практика работы автора методики со слабослышащими школьниками доказала, что дети с нарушенным слухом  после 3 лет интенсивных занятий жестовой песней в состоянии при прослушивании песен самостоятельно переписать текст в тетрадь. Первоначально — начиная с обрывков слов и фраз, а в дальнейшем, благодаря развитию слухового восприятия и обогащению словарного запаса, — дословно.

Использование возможностей культурно-досуговой  реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом, грамотное использование жестовой речи, а также применение некоторых приемов из системы театрального образования позволяют приобрести те или иные навыки и умения, тренируют способности общения, устраняют коммуникативные ограничения.

Жестовая песня — одно из наиболее оптимальных вспомогательных средств для решения этих проблем. Текст песен требует осмысленного тщательного и параллельного с устной речью перевода на жест. Приобретая навыки параллельного перевода текста на жест, неслышащий сохраняет и закрепляет все основы устной речи, приобретаются навыки двуязычия — жестового и устного. С жестовой песней у воспитанников вырабатываются правильная постановка орфоэпических и логических ударений и пауз в тексте. Темпоритм и характер мелодики песен вырабатывают у них и беглость, и плавность устной речи. Работа над  текстом позволяет неслышащим осмыслить и эмоционально выразить содержание песни: от мысли  к выразительному  жесту, от выразительного жеста к четкой артикуляции и интонированному голосу. Пробуя свои силы на площадке перед зрителем, неслышащие артисты получают навыки держаться перед большой аудиторией, что способствует развитию самообладания, выдержки, умения сосредоточиться, выразить свою мысль. Если учесть психологическую особенность неслышащих — желание иметь положительный, быстрый результат от небольших нагрузок, то жестовая песня наиболее приемлема для достижения этой цели и получения морально-психологического удовлетворения. В целом, предмет «Жестовая песня» обеспечивает выполнение коррекционных задач специализированных школ для детей с нарушениями слуха.

Перевод текста на язык жестов – кропотливая работа, требующая  большого внимания, а также понимания содержания песни. И прежде чем приступить к переводу, руководитель должен убедиться, что учащийся понимает содержание песни. Это трудная ситуация, требующая больших усилий и от руководителя, и от исполнителя, порой дающая неожиданные результаты: от нахождения своей (исполнителя) интерпретации песни, до отказа от дальнейших занятий.  Самодеятельный артист независимо от возраста волен в выборе — продолжать ли занятия, либо уйти, и руководителю надо уметь регулировать свои требования, поддерживая желание и познавательный интерес своих воспитанников. К сожалению, большинство педагогов специализированных школ до сих пор относятся к жестовому языку с предубеждением, подчас не осознавая, либо игнорируя тот факт, что многие учащиеся с нарушенным слухом и выпускники специализированных школ не знают, либо неверно понимают значение многих слов.

Жестовая песня – творчество глухих, к которому терпимо относятся авторы, исполнители и хозяева песен. И не только потому, что понимают, что неслышащие люди лишены возможности полноценно воспринимать их песни, которые, благодаря жестовому переводу,  становятся доступными, понятными и привлекательными. Жестовый перевод позволяет  увидеть песню в совершенно неожиданном ракурсе и новой интерпретации.  Серьезный, вдумчивый подход к жестовому переводу позволяет поднять планку ценности жестовой песни на более высокий уровень. И у большинства слышащих зрителей, воспринимающих песню глазами, вместо слез жалости и досады появится чувство изумления, восхищения и даже восторга.
07.12.2011, 1290 просмотров.