ИКТ в реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию

Мазеина А. И.,
ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо», воспитатель,
МО г. Екатеринбург

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, среди которых патриотизм, гражданственность, семья.

Формирование ценностей – внутренняя работа души наших воспитанников, которую мы можем подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать. В целом – создавать условия для формирования ценностей. Профессор МГППУ, канд.психол.наук Битянова М. Р. «выделяет среди других следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей: погружение в ценностную среду путем наполнения устойчивой образовательной среды» школы: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе — и «специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания детьми БНЦ через развитие рефлексии».

Семья — понятная для детей базовая ценность. Интеграция ребенка-инвалида в социокультурное пространство невозможна без тесного взаимодействия с родителями.

В 2009 году мы с родителями и воспитанниками 6а класса реализовали проект «Семейный альбом. Моё родословное  древо». Пробудивший  интерес детей к истории семьи проект направлен на совместную деятельность родителей и детей, на воспитание чувства любви к своей семье и малой родине. Родители всячески стимулировали детей к этой работе. Дома с родными дети нарисовали родословное древо на ватмане. Но, поскольку средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики, мы оформили работы в виде презентаций. Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на других занятиях. На уроках информатики ученики освоили КП Microsoft PowerPoint,  технику сканирования и  вставки фотографий в слайды. В свободное от уроков время воспитанники могли пообщаться по скайпу с родителями, спросить у них  о делах дома, об информации, которой не хватает для оформления древа, и создали презентации. Совместная деятельность пошла на пользу всем участникам проекта.

Познавший свою семью и себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Необходимо организовывать познание человеком себя в процессе  соотнесения себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, лучше родных по крови.

Посвященый 65-летию Великой Победы проект  «Родные на войне» проводился как продолжение проекта «Семейный альбом. Родословное древо» и был направлен на воспитание чувства патриотизма, гордости за причастность семьи ученика к истории России.

Проект  «Родные на войне» создал условия для исследовательской деятельности учащихся, для взаимодействия с родителями, родственниками, педагогами, сотрудниками военкоматов, архивов.

Были определены и решены задачи проекта:

  • сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;
  • формирование и  развитие чувства гордости за свою Родину;
  • создание специально организованных условий для  укрепления авторитета российской семьи, расширения кругозора учащихся в области краеведения, истории России;
  • закрепление на практике знаний, навыков, умений, полученных на уроках и коррекционных занятиях;
  • проведение исследовательской работы по изучению истории своей семьи;
  • активное включение в образовательный процесс всех членов семейного сообщества;
  • расширение общего кругозора, чувственного познания окружающего мира (своей малой Родины);
  • приобретение новых знаний, облегчающих социализацию учащихся  в обществе;
  • формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций.

Основным результатом этой работы стала интеграция неслышащих учащихся в социокультурное пространство. Воспитанники получили возможность узнать о работе военкоматов, архивов, о разнообразных документах, сопровождающих жизнь людей. Военные билеты, орденские книжки, благодарности главнокомандующего Сталина, извещение о смерти прадеда в 1943 году, фотографии времен войны, дневник с записями и фотографиями фронтовых будней, ордена и памятные медали, биография и воспоминания родных о прадедах – всё это дети подержали в руках, ознакомились с содержанием, упомянутые в документах города нашли на картах в Интернете.

В Интернете на сайте http://www.pobediteli.ru/  дети неоднократно просматривали мультимедийный фильм — модель хода войны «Победители. Солдаты великой войны». Этот фильм сопровождают  воспоминания ветеранов, архивные советские и немецкие хроники.

Родители поощряли детей, помогали в работе с документами. Представление своих презентаций перед школьной общественностью, перед гостями и участниками III-го регионального  научно-практического семинара с международным участием «Возможности информационных технологий в коррекционном образовании» 28 апреля 2010 г. на базе Центра «Эхо» способствовало проживанию ценностной ситуации причастия к памяти о Великой войне и осознанию важности поисковой работы глухих учащихся. Такое развитие рефлексии, способности подростков осознавать особенности той ценностной среды, в которую они погружены, помогает национальную гордость за российский народ перевести в свою личную ценность.

Проблема, с которой мы сталкиваемся постоянно, остаётся та же: бедный пассивный и активный словарный запас глухих обучающихся. Усвоение неслышащими отдельных слов, фраз не всегда сопровождается формированием правильных причинно-следственных связей между понятиями в русском  языке. Вербальное мышление  оказывается формальным, если не подкреплено жестовой речью. Язык и мышление  неразрывны. Мысль формируется  в словесной оболочке, даже если слова выражены жестами.  Следует признать, писала Г.Л. Зайцева, что «русский язык является для глухих вторым языком» и формирование понятийного аппарата у глухих идет другим путём. Недостаточность речевой практики  у  неслышащих  приводит к замедлению развития психических функций.

Перспективы развития дополнительного образования с использованием информационных технологий я вижу в билингвистическом обучении. Не ставя под сомнение необходимость усвоения глухими словесной речи, я считаю, что им также необходимо изучать и знать  русский жестовый язык.

07.12.2011, 1764 просмотра.