Роль ДО в социализации ребенка-инвалида

Журавлева Т. М.,
ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», директор,
МО г. Екатеринбург

Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных в образовательной инициативе «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ.

Практика работы ряда субъектов РФ показала, что в качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы обучения детей-инвалидов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Программа проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», начатая в 2009 году, позволяет предоставить качественное образование детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным Интернет-ресурсам.

Для решения этой задачи в каждом регионе созданы Центры (или Школы) дистанционного образования, в том числе и в Свердловской области на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс».

Системное использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно учению Л.С. Выготского, у детей  с ограниченными возможностями есть «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».  Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося ребенка — дети активно взаимодействуют со взрослыми  и способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли делать с их помощью. У детей с ограниченными возможностями здоровья  ЗБР более узкая — меньше хотят взаимодействовать, помощь не принимают, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли со взрослыми.

Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии. У значительной части детей с ОВЗ наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение, реализуя цели и задачи государственного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут систематически посещать занятия в школе. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства.

В настоящее время в Центре «Ресурс» в Школе дистанционного образования обучаются  256 детей-инвалидов, проживающие в г.Екатеринбурге и на территории Свердловской области; работают 113 педагогов (участники проекта 2009, 2010 г.). Все участники оснащены специальным компьютерным оборудованием с безлимитным  выходом в Интернет. В структуру ШДО входят: отдел образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения;  отдел информационных технологий и программно-технического обеспечения; в штате ШДО-7 человек, штатных педагогов-18, совместителей (педагоги из территорий)–95.

В Школе дистанционного образования создана адаптивная модель образования, обеспечивающая равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию, в соответствии с их интересами и склонностями , через развитие системы дистанционного образования, с использованием Интернет-технологий и  создание  безбарьерной  информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся варьируются в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Педагог, в зависимости от успехов ученика, применяет гибкую, индивидуальную методику обучения; предлагает  дополнительные, ориентированные на ученика, блоки учебных материалов; ссылки на информационные ресурсы.

Дистанционное образование имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Каждый из работающих педагогов в Школе дистанционного образования – человек неравнодушный, педагог с опытом и прошедший курсовую переподготовку. Из 113 педагогов: 100%  прошли специализированные курсы повышения квалификации для работы с оборудованием. Из 113 педагогов: высшее профессиональное образование имеют 108 педагогов (96%); среднее специальное -  5 педагогов (4%). Квалификационные категории: высшую категорию -18%; первую квалификационную категорию — 73%.

Педагоги ШДО, используя скайп и материалы специального учебного сайта, предоставляют учебный материал; регулируя и контролируя деятельность учащегося, оценивают процесс усвоения полученных учеником  знаний. В начале каждого урока учитель инициирует контакт с ребенком, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для  он-лайн взаимодействия. В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного  взаимодействия (чате, скайпе или др.) При отсутствии ученика в дистанционной оболочке i-класс учитель старается выяснить причины его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок). Момент завершения урока также обозначается учителем.

В Школе дистанционного образования обучение проводится с помощью таких форм работы с детьми как:
— Skype-занятия (очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype;
— web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы и пр. занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают  образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию;
— очные занятия – занятия, проводимые в традиционной форме при личном контакте с учащимся.

На сегодняшний день 115 учеников, по мнению родителей, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Однако, на электронной оболочке i-школы, на которой подписаны педагоги и ученики, не разработаны коррекционные учебные курсы (для логопеда, дефектолога, психолога), поэтому задачей Школы дистанционного образования является разработка программно-методического обеспечения и собственной электронной оболочки по данному направлению.

В образовательном процессе Школы дистанционного образования применяются следующие структурные элементы занятий:

— лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио);

— изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных и бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, аудио, анимации);

-   самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);

— конференции в чате;

— конференции в форуме;

— индивидуальные проектные работы;

— тренировочные упражнения;

— контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы);

— консультации.

Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель ШДО может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Специальная учебная среда ориентирована на коллаборативные технологии обучения — позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями, коммуникацию в различных формах. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между учителем и учеником, так и между учениками. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно  прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как учителями, так и учащимися. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервис «Учительский форум» (аналог учительской в традиционной школе) дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между участниками процесса обучения: учителем и учащимися, учителем и тьютором (куратор), учителем и методистом, между самими учащимися.

С этой целью в Школе дистанционного образования создан  психолого-педагогический консилиум, задачами которого являются:

— комплексная психолого-педагогическая диагностика развития ребёнка и оценка его возможностей и ограничений для получения основного общего или дополнительного образования в Школе ДО;

— выявление резервных возможностей развития, выдача рекомендаций к составлению индивидуального учебного плана и построения учебного расписания учащегося Школы ДО;

— составление рекомендаций для педагогов по профилактике учебных перегрузок, срывов в состоянии здоровья, физических и эмоциональных срывов;

— определение характера и продолжительности специальной (коррекционной и консультативной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей по сопровождению ученика в процессе учебной деятельности;

-отслеживание динамики развития и учебной успешности ребёнка в период обучения в Школе ДО, анализ сложных диагностических случаев, участие в решении конфликтных и спорных вопросов в области индивидуального обучения и сопровождения ученика;

-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень социальной адаптации;

-консультирование родителей по выработке единого воспитательного подхода к ребенку, стратегии организации его деятельности при обучении на дому, выполнению рекомендаций специалистов консилиума.

Все специалисты ШДО, работающие в консилиуме, прошли курсы повышения квалификации в Центре образования «Технологии обучения» (i-школа, г. Москва).

Школой дистанционного образования проводится также активная просветительская и консультационная работа с родителями; организованы индивидуальные консультации. Так, консультационная помощь была оказана 169 родителям. Формы работы с родителями следующие: индивидуальные консультации, дни открытых дверей, проектная деятельность учеников; семейный клуб (очно, дистанционно); кружки, секции (очные); участие в конкурсах, олимпиадах, выствках и т.д.

В целях социальной адаптации и самореализации детей с ОВЗ в ШДО организована система дополнительного образования и досуговой деятельности, включающая в себя разработку проекта «Тепло души», в рамках которой запланированы общешкольные мероприятия, участие в школьных, городских и областных выставках, конкурсах, олимпиадах и т.д.; начата работа по организации краеведческого музея.

В этом учебном году дети приняли участие (дистанционно и очно) в областном конкурсе семейного творчества «Семьяцветик», во Всероссийской олимпиаде «Наше наследие», в областном конкурсе «Юные знатоки Урала», в заседании «Семейного клуба» Центра «Ресурс», в котором активно участвовали родители и дети (г.Екатеринбург, Серов, Красноуфимск). Начата работа по организации выездов на дому к участникам проекта совместно с кураторами ШДО, творческими коллективами Центра, Российским Детским фондом, театрами и музеями г.Екатеринбурга.

Актуализируя вышесказанное, хотелось бы отметить основные задачи и перспективные направления деятельности Школы дистанционного образования, а именно:

-                   организация единой информационно-образовательной среды для детей-инвалидов, их родителей и педагогов;

-                   создание интерактивного образовательного сообщества для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое даст им возможность научиться взаимодействовать друг с другом, взрослыми; ориентироваться в окружающей социальной среде; решить задачи профессионального самоопределения личности.

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, не нуждаются в особых комментариях, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.  Но следует отметить, что при всех явных достоинствах, важнейшим условием  успешности  дистанционного обучения ребёнка – инвалида является принятие и поддержка родителями данного вида обучения.

Необходимо, чтобы родители  не только владели компьютерной грамотностью и могли помочь ребёнку технически организовать учебный процесс, но и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты дистанционного образования своего ребёнка.

Однако качественное образование для детей-инвалидов может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению детей-инвалидов.

Проблема обратной связи. Необходимо обеспечить оперативное получение необходимой информации о состоянии каждого ребенка, успешности его обучения (различные формы тестирования, косвенные методы, телефон доверия), создать механизмы коррекции форм и технологий образования.

Проблема общения. Именно коллективные установки, непосредственно задаваемые более лидерами самих детей, чем педагогами, определяют дух и настрой учащихся на учебу. Это может быть виртуальный класс, в котором процесс общения учащихся должен инициироваться, поддерживаться и направляться опытным педагогом-энтузиастом или психологом.

Проблема развития интереса к изучаемым предметам может быть решена за счет:

— организации процесса общения в виртуальном классе;

— привлечения высококвалифицированных педагогов, в т.ч. вузовских;

— дифференциации и индивидуализации обучения;

-включения в обучение игровой, моделирующей компоненты;

— максимально раннего начала обучения.

Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:

— изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование с рекомендациями для дистанционного обучения;

— непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;

— возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие — по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или индивидуальной формы обучения на дому;

— разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;

— интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.);

— интеграция деятельности ШДО, Управлений образования, образовательных учреждений, учреждений высшего и дополнительного профессионального образования по развитию реализации проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов в Свердловской области».

Тогда дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Таким образом, системное использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

07.12.2011, 4935 просмотров.