Информационные технологии как основа ДО

Головацкий Ф. С.,
ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», учитель информатики,
МО г. Екатеринбург

 

В развитии общества значительную роль играют коммуникационные факторы. Прогресс в компьютерных технологиях и средствах телекоммуникации создал принципиально новые возможности для общения между людьми. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень образования.

Технология дистанционного обучения является наиболее перспективной технологией в открытой системе образования. Данная технология открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства.

Дистанционное образование — особая, совершенная форма на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что информационные технологии лежат в основе дистанционного образования.

Дистанционное образование является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

В качестве организации дистанционное образование базируется на компьютерной сети Интернет и Web-технологиях. Это связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет.

Для того, чтобы проследить связь информационных технологий и дистанционного образования, необходимо рассмотреть цели обучения информатики:

 

Основная школа

Старшая школа, базовый уровень

Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях

Освоение системы базовых знании, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, в биологических и технических системах

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты

Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТА в том числе при изучении других школьных дисциплин

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов

Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, способности избирательного отношения к полученной информации

Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда

Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности

Проанализировав данную таблицу видно, что знание информационных технологий необходимо для продуктивного дистанционного обучения.

При преподавании информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо учитывать специфику этих детей. Формирование познавательных процессов у детей с ОВЗ характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих отмечаются трудности в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Несмотря на разнообразие отклонений в развитии, характерных для клинико-психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ, объем содержания подготовки по информатике соответствует требованию к уровню подготовки учащихся.

Система  обучения сегодня должна не только обеспечить эффективную качественную передачу необходимой  информации, но и научить  детей с ОВЗ учиться самим, привлечь их к управлению своими знаниями, постоянному самостоятельному повышению своих знаний, умений и навыков.
06.12.2011, 1642 просмотра.