Возможности дисатнционных технологий в реализации программ ДО неслышащих школьников

Лебедева Е. М.,
ГБОУ СО ЦПМСС «Эхо», педагог дополнительного образования,
МО г. Екатеринбург


Глухие дети – это дети с особыми потребностями, обусловленными наличием дефекта слуха. Глухой ребенок по отношению к слышащему находится в иных условиях: не может воспринимать устную речь, ему трудно говорить и оформлять свои мысли в слова. Неслышащий  ребенок чувствует эту  разницу, переживает непонимание, страх быть отвергнутым и осмеянным окружающими. Он  начинает избегать контактов со слышащими людьми, как сверстниками, так и взрослыми; формируется мировоззрение «мир жесток», а к подростковому возрасту  такие дети из-за своих особенностей становятся манипуляторами жизненных ситуаций и в учебной деятельности.

Жизненный опыт каждого ребенка инвалида по слуху связан с такими ситуациями неуспеха. Для ребенка становится безопасней замкнуться в среде глухих и по возможности реже вступать в контакты со слышащими людьми. Глухие дети вследствие своих особенностей восприятия часто испытывают  социальную депривацию (выпадение из коммуникативного общения с социумом). Неудовлетворённая потребность в общении накладывает специфический отпечаток на психику ребёнка.

Дистанционные компьютерные технологии обучения позволяют искать и находить решения, которые способствуют включению неслышащего ребёнка в жизнь современного социума. Средствами дистанционного образования глухой ребенок получает множество возможностей для успешной социализации в обществе сверстников и взрослых. Он находится в безопасном пространстве, которое позволяет ему развивать личность и получать качественное современное образование.  Создано поле равных условий и возможностей для всех участников образовательного процесса. Ребенок постоянно чувствует поддержку и помощь специалистов, может многократно воспользоваться инструкцией, обсудить проблемы на форумах.  Он учится четко формулировать актуальный для него вопрос  и лексически грамотно выражать свои мысли.

Среда дистанционного образования (ДО) предлагает широкий спектр видов деятельности, способствующих раскрытию индивидуальных способностей,  развитию творческого потенциала и предпрофессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети имеют возможность выразить внутренние переживания, потребности посредством компьютерной графики, анимации, фотографии, видеосъемки, музыки. Формы деятельности могут быть как индивидуальные, так и групповые.  При совместной деятельности с педагогом разрабатываются проекты познания окружающего мира и себя в нем. Детям предлагается большой выбор тем и видов проектов: краеведение, литература, математика, химия, мультипликация… При успешном взаимодействии со сверстниками формируется мотивация и повышается уровень притязаний в проявлении собственной индивидуальности и приобретении собственного целостного «я».

С помощью дистанционного образования любой глухой ребенок обретает внутреннюю свободу, развивает коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, укрепляет психическую устойчивость, социально-значимые качества, самостоятельность,  развивает зрительное и образное мышление.

В рамках работы средствами сети можно обучать детей не только предметам основного образования, предполагается и дополнительное образование, в частности,   компьютерная графика.

Опыт работы показывает, что для проблемного ребенка предлагаемая форма образования  является оптимальной,  в ней он чувствует себя успешным и значимым. Именно поэтому в целях профилактики и преодоления социальной депривации мы считаем возможным работу средствами дистанционного образования.

06.12.2011, 1066 просмотров.