Использование разнообразных форм ДО для социализации обучающихся с ОВЗ

Ветошкина Ю. В.,
МБОУ «СОШ № 4», заместитель директора,
ГО Первоуральск


В современной школе изменений много: новые педагогические технологии, новые интерактивные средства обучения, новая ученическая мебель, но прежним остается желание школы сделать все, чтобы учащиеся получили качественные знания, умение в этой жизни найти себя, желание сделать эту жизнь лучше. Это с одной стороны.

А с другой, в стратегии развития информационного общества Российской Федерации есть слова: «Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг:

— содействие внедрению дистанционного образования, дистанционного консультирования;

— предоставление гражданам социальных услуг с использованием ИКТ;

— переход к внедрению грид-технологий (grid computing technology)».

Новая методология обучения, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входит в практику деятельности многих школ различных типа. Поскольку одной из главных ее черт является независимость от географического положения, независимость от расстояния между преподавателем и обучаемым, ее назвали дистанционной (производное от английского существительного distance – расстояние, удаление), то есть обучение на расстоянии. Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.

Сегодня дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой учитель и обучающиеся разделены во времени и пространстве, в том числе заочные и телевизионные курсы — формы дистанционного обучения. Обычно, говоря о формах дистанционного обучения посредством Интернета, имеют ввиду две формы: онлайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары и оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу).

Появление Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения, и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение — одна из форм дистанционного обучения. Одной из проблем, возникающих при онлайновом обучении, является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Как проверить, что на вопросы теста самостоятельно отвечает именно тот человек, которым вошедший представился?

Наше внимание к дистанционным технологиям было привлечено еще в 1997 году, с размещением в нашей школе представительства СГА (Тогда СГУ). Нам было интересно: как дистанционные технологии, используемые академией, могут помочь в расширении кругозора наших обучающихся, повышении уровня знаний и увеличении возможностей общения с другими обучающимися.

Особенно проблема общения и обучения с помощью дистанционных технологий и их возможностей актуальна для детей с ограниченными возможностями. Для наших детей с ограниченным кругом общения, находящихся на домашнем обучении, мы стараемся создать однородную учебную среду через постоянное использование различных учебных продуктов – от электронного учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

Но наиболее интересным стало расширение социокультурного пространства ребенка через развитие его собственных интересов посредством информационно-коммуникационных технологий. В данном случае актуален пример с нашим обучающимся десятого класса, который в течение четырех–пяти лет освоил с помощью учителей основы компьютерного дизайна, сайтостроения и компьютерные технологии в целом на достаточном уровне. И на сегодняшний день в его портфолио грамоты многих областных и международных конкурсов, две персональные выставки в городе Первоуральске, встреча с параолимпийцами, созданная страничка сайта и многое другое. У ребенка появилась возможность общения в сети для получения новых знаний: в июне сам поступил на дистанционные компьютерные курсы  в   Москве и в августе их закончил.

Мы заинтересованы в том, чтобы через дополнительное образование обучающиеся получали возможность повысить уровень знаний в той области, которая им наиболее интересна, и часто используем для этого возможности информационно-коммуникационных технологий. Мы часто вместе с детьми участвуем в выставках компьютерной графики, ищем дистанционные конкурсы и сайты с полезной информацией. Кроме этого в школе есть возможность получить дополнительное образование в области компьютерных технологий совместно с Томским Школьным университетом.

Таким образом, предварительное изучение интересов ребенка помогает выбрать то направление дальнейшей деятельности в области применения дистанционных технологий, которое позволит каждому ребенку самоутвердиться, заняться саморазвитием и находить то, что позволит ему развиваться в течение всей жизни.

06.12.2011, 1448 просмотров.