Индивидуализация обучения детей с ОВЗ английскому языку в системе ДО

Вербовенко Г. В.,
ГБОУ СО ПМСС Центр «Ресурс», учитель,
МО г. Екатеринбург

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ английскому языку в системе ДО

 

Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе в нашей области. Растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ), получающих образование с помощью современных коммуникационных технологий.

Основная цель системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие каждого ребенка, формирование у него творческого мышления и умения работать с информацией. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения вообще, а для детей с ОВЗ – в особенности. Они могут получать знания с наименьшими физическими усилиями, сначала под руководством учителя, затем и самостоятельно.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы дети с ОВЗ получили более качественное образование и успешно адаптировались в обществе.

Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Электронные учебники позволяют ему путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, дают ребенку возможность почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме,  открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей.

Опыт работы последних лет показывает, что наиболее эффективной формой работы с детьми с ОВЗ является дифференцированный подход к обучению, т. е. учебный процесс необходимо организовать на основе учета индивидуальных особенностей личности ребенка, на уровне его возможностей и способностей.

Индивидуализация обучения – это преимущество системы ДО. Основная задача педагога – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Иностранный язык выполняет две функции: познание и общение. Общение на дистанционном уроке упрощается (в классе дети с ОВЗ зачастую стесняются, боятся ошибиться). Кроме того, у каждого ученика свой деловой и речевой статус в классе. А на уроке в ДО ребенок чувствует себя более раскрепощенно,  проявляет больше самостоятельности, одним словом, идет процесс интенсификации самостоятельной работы ученика. А чем больше самостоятельности проявляет ребенок при решении какой-либо речевой задачи, тем более эффективно будет усвоение материала.

Нужно отметить, что на дистанционных уроках дети скорее приобретают перцептивные навыки, т. е. у них легче отрабатывается механизм и техника чтения. Учащиеся меньше выполняют традиционные закрепляющие упражнения (а многие из них пишут с трудом), а пользуются методом подстановки букв, слогов, окончаний и слов в уже готовые предложения или совмещают части предложений, которые специально разделены и с помощью курсора могут быть подставлены в нужные места. Работа с картинками, подбор заголовков, подходящих слов к ситуациям помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную и эмпатическую вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь коммуникативной компетентности в предмете.

Метод подстановки слов вообще способствует развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки. У детей появляется способность к анализу и логическому мышлению.

Работа с компьютером способствует повышению познавательной активности детей с ОВЗ. Постепенно растет организованность; учащиеся привыкают к режиму работы, к педагогу; уходит беспокойство (все знают, что дети испытывают стресс перед уроками иностранного языка, особенно в начале учебного процесса).

Содержание программы по иностранному языку построено с учетом педагогических принципов: почти в каждом уроке есть наглядность, соблюдается системность, последовательность преподносимого материала. Что очень важно – дети могут неоднократно обращаться к нужному материалу.

Нужно отметить, что работа с ребенком с ОВЗ с использованием  электронного учебника идет быстрее, чем с использованием печатного.  Учителю же дистанционный урок дает объективную картину уровня усвоения материала.

Большой плюс для детей с ОВЗ еще и в том, что увеличивается число встреч с учителями, расширяется круг общения, работа кураторов поможет познакомиться с другими учащимися школы.

Работая с детьми с ОВЗ в системе ДО, педагог не должен забывать, что каждый урок должен носить терапевтический характер, должен удовлетворять познавательный интерес ребенка, а также помогать ребенку познать свои возможности. Каждая, даже самая маленькая победа, должна быть оценена.

Разумеется, не все учащиеся выйдут из школы ДО свободно разговаривающими на английском языке, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им избежать бездуховности.
06.12.2011, 3067 просмотров.